Мурашки по коже пробегают, когда осознаешь, что педаль уходит в пол, а автомобиль не останавливается. Не потерять самоконтроль и способность к анализу – вот что самое главное в такой ситуации, от каждой секунды зависит ваша безопасность и безопасность ваших пассажиров.
Состояние дорог оставляет желать лучшего: ямы, камни и другие факторы приводят к повреждению элементов тормозной системы (тормозные трубки, рабочие цилиндры и т.д.), не говоря уже о бракованных деталях и злоумышленниках. Профессиональный водитель должен уметь произвести остановку автомобиля без использования тормозов.
Совет первый. Если педаль тормоза, выжатая до отказа в пол, не приводит к торможению, не паникуйте и не бросайте ее. Тормозная система современных автомобилей двухконтурная, возможно вышел из строя только один из двух контуров, и торможение автомобиля будет происходить, но не так эффективно. Так же попробуйте несколько раз подряд резко нажать на педаль, давление жидкости в тормозной системе может восстановиться. Эта поломка может произойти из-за некачественного производства работ по замене тормозной жидкости, и оставшегося в тормозной системе воздуха.
Несколько раз нажимать на педаль тормоза следует так же и при утечке тормозной жидкости. Симптомы такой неисправности – автомобиль производит торможение не эффективно, педаль медленно, но верно проваливается в пол. Тормозное усилие, даже при вытекающей жидкости, будет передаваться на рабочий цилиндр, а оттуда на тормозные колодки. Производить нажатие на педаль необходимо до полной остановки автомобиля.
Тормоза отказали полностью? Не беда. В каждом автомобиле есть «ручник» или, как его правильно называют «стояночный тормоз». Но пользоваться им надо крайне аккуратно, при блокировке задних колес возможен занос. Для моментального снятия усилия на тормоза, вместе с использованием стояночного тормоза нажмите на кнопку фиксации, и не отпускайте ее до полной остановки. Перед тем как начинать торможение с использованием ручного тормоза, необходимо вывести автомобиль на прямую траекторию движения, и плавно поднимать рукоятку «ручника», не позволяя колесам блокироваться.
Так же остановить автомобиль можно посредством постепенного переключения на пониженную передачу. Торможение двигателем, при полностью отказавшей тормозной системе, производиться по общим правилам движения под уклон. Переключение на пониженную передачу каждый раз необходимо производить при снижении оборотов двигателя до 1000-2000 в минуту. Окончательная остановка производится с помощью ручного тормоза.
Опытные автогонщики, при отказе тормозов на спуске, используют параллельно с торможением двигателем, торможение колесами о бордюр или иные препятствия. Следует обратить внимание, чтобы поверхность была гладкой, без выступов, угол «притирания» был как можно меньше во избежание полной потери управления над автомобилем.
Одним из кардинальных способов остановки автомобиля с неисправной тормозной системой является «аккуратная авария» о впереди идущий грузовик. Необходимо выбрать грузовое транспортное средство, движущееся в попутном направлении с примерно одинаковой скоростью Перед ударом необходимо проконтролировать, чтобы все пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности, уперлись в жесткие элементы салона.
Но перед принятием такого решения внимательно посмотрите на обочину. Возможно её состояние: узкая колея, относительно пологий овраг, отсутствие деревьев на пути – позволят вам съехать с дороги под небольшим углом или наклоном в поле, и использовать качестве буфера вязкую почву под колесами автомобиля. Зимой идеальным «тормозом» является сугроб.
Лобовое столкновение — самое страшное последствие выхода тормозной системы из строя. Поэтому сделайте все возможное для остановки своего автомобиля: «притирайтесь» к обочине, уходите в кювет, бейте попутную машину, уходите в занос вплоть до переворачивания автомобиля – жизнь людей намного дороже искореженного металла.
Но не всегда необходимо прибегать к экстренному торможению. Вы не верите? Вот и ответ: если впереди пустой, хорошо просматриваемый участок дороги или подъем, положитесь на законы физики. Сила трения колеса об асфальт или сила тяготения на подъеме сделают свое дело и автомобиль остановиться. Полную остановку зафиксируйте стояночным тормозом или поставьте автомобиль на пониженную передачу. Не забудьте перед этим выключить зажигание!
Водителю, при экстренном торможении, нельзя забывать про важность рулевого управления. Неисправность тормозной системы может привести к блокировке одного или нескольких колес. Будьте готовы корректировать направление движения рулем, вывести машину из вынужденного заноса.
И помните, ничего не случается внезапно, даже отказ тормозов. Обращайте внимание на любые изменения в поведении педали тормоза: толчки, провалы, изменения степени усилия на педаль. Не поленитесь остановиться и попытаться выяснить причину, беспокоящих вас изменений.
Так же следите за техническим состоянием стояночного тормоза. И не по настоянию инспекторов ГАИ, а самостоятельно, так как его необходимость в экстренных ситуациях очевидна. Не лишними будут и практические тренировки экстренного торможения, конечно на специально оборудованных для этих целей площадках. И с профессиональным инструктором на первых порах.
Если вам не хочется запоминать все указанные здесь правила и советы, выход простой: внимательно следите за исправностью тормозной системы! Помните, ваша жизнь и здоровье, здоровье ваших пассажиров во многом зависит от уровнем контроля за техническим состоянием автомобиля в целом и тормозной системы в частности!